Сдвижные ворота своими руками

Раздвижные (откатные) ворота получили огромную популярность среди владельцев индивидуальных домов и на практике эксплуатируются больше, чем калитки во двор. Еще совсем недавно такую конструкцию могли приобрести и установить состоятельные люди, поскольку их стоимость была сравнима с ценой на подержанное авто. Но со временем раздвижные ворота стали более доступными, а многие научились их делать своими руками. Самостоятельное изготовление откатных ворот существенно экономит денежные средства и, если следовать рекомендациям, сделать их самому не составит труда.

Плюсы и минусы раздвижной конструкции створки

Сдвижные

Откатные.

Сдвижные створы для въезда имеют гораздо больше преимуществ, чем недостатков. При надлежащей эксплуатации система проходит около 50 000 циклов. Кроме того:

  1. Устройство практично и удобно в использовании.
  2. Просто установить автоматику.
  3. Не требуется специальный уход и техническое обслуживание.
  4. Нет необходимости смазывать механизм. Напротив, на смазку налипнет песок и грязь, которые мешают плавному и беспрепятственному движению полотна.

Из минусов следует отметить обязательное наличие достаточного места для отката полотна, в противном случае монтаж невозможен.

Конструкция и принцип работы сдвижных створок

Прежде чем начать делать раздвижные ворота своими руками, необходимо понять принцип их работы, которая схожа с системой устройства шкафа-купе.

Схема устройства представлена на фото:

Устройство

Движение полотна осуществляется за счет направляющей, которая приварена на раму. Створка движется по кареткам (тележкам), состоящим из 8 колесиков, жестко зафиксированным на фундаменте из бетона. В колесиках применяются подшипники только закрытого типа с металлической или полимерной обоймой. Роликовые тележки перемещаются по центру направляющей. Такой механизм работы защищает основные функциональные узлы ворот от осадков и наледи, существенно увеличивает  срок службы конструкции.

На фото представлены основные элементы:

Основные детали

Раздвижные створы для въезда представляют собой несложное сооружение, которое состоит из элементов с определенными функциями:

  1. Полотно делают из дерева, профнастила или металлического листа.
  2. Основание с  платформой на колесиках называется консольный блок. Ролики расположены парами. Такая система устройства позволяет жестко фиксировать рельса в блоках при движении всего устройства.
  3. Внизу створки по нижнему периметру рамы крепится направляющая балка длинной около 6 метров, опирающаяся на консольные блоки.
  4. Поддерживающая скоба фиксирует створку вертикально, препятствуя вибрированию, перекосам и падению. В состав скобы входит основание из металла и четыре регулируемых колесика.
  5. Плавный заезд полотна обеспечивается концевым роликом, который расположен на направляющей балке.
  6. На специальном держателе рядом с опорным столбом крепится улавливатель, к которому подъезжает створка при закрытии. Улавливатель имеет регулятор высоты, благодаря которому при заезде концевого ролика полотно слегка приподнимается. При закрытом створе улавливатель принимает часть его нагрузки на себя.

Раздвижные створки могут быть как с автоматикой, так и без нее. Электропривод – необязательная составляющая, это скорее элемент комфорта. Удобнее просто нажать кнопку пульта, чем выходить из автомобиля в непогоду. Кроме того, электропривод экономит массу времени тем, кто ежедневно по нескольку раз выезжает со двора.

На видео представлено устройство автоматических сдвижных створок:

Технология установки

Следуя простым рекомендациям, можно сделать автоматические ворота в гараж или сдвижные без автоматики своими руками для въезда во двор.

Монтаж столбов для опоры

Первый этап – это установка столбов для опоры всего сооружения. В качестве опор используются:

  • стальные трубы;
  • швеллера (металлическая балка);
  • дубовые брусья;

Также допустимо сделать бетонные или кирпичные.

Для опор необходимо выкопать яму, вставить столб и залить бетонным раствором. В течение недели бетон застынет и наберет нужную твердость.

Установка столбов

Устройство фундамента под ворота

Для изготовления фундамента достаточно взять швеллер шириной около 20 см и арматуру сечением 15 мм. Последнюю необходимо порезать на прутки длиной 1 метр и приварить их к полкам.

Далее выкопать яму длиной, равной половине ширины проема. Например, если проем составляет 4 метра, то длина ямы будет 2 метра, ширина 40 сантиметров, а глубина – 1 метр. Затем необходимо установить металлическую балку полками книзу и залить яму бетонным раствором. На этом формирование фундамента завершено.

Фундамент

Чертеж

Схема подготовки.

Укладка швеллера

Швеллер надо монтировать так, чтобы верх его совпадал с уровнем  дорожного покрытия. Если все выполнено верно, то в результате должна получиться ровная площадка из металла, к которой впоследствии монтируются роликовые каретки.

Установка несущей рамы

Перед монтажом несущей рамы необходимо подготовить детали. Для этого при помощи болгарки зашлифовать металлические  трубы, обезжирить и нанести грунтовку.

Далее можно переходить к сварочным работам. Для изготовления рамы необходимо взять профилированную трубу сечением 60х30 мм и сварить из нее наружный каркас.

Затем надо сделать обрешетку, которая придаст необходимую жесткость конструкции и будет основой для крепления створа. Обрешетку изготавливают из трубы  20х40, допустимо и квадратное сечение 20х20 мм. При односторонней зашивке полотна из толстого материала внутреннюю трубу приваривают на край, а при зашивке с обеих сторон – посередине.

Трубы крепятся при помощи точечной сварки по 20 мм через каждые 25 см. На готовую раму снизу приваривается направляющая. Все элементы крепятся в «шахматном порядке», иначе рама выдвижных ворот в процессе проведения сварочных работ может перекоситься.

После того как сварочные работы закончены, требуется зачистить швы при помощи болгарки и загрунтовать. После высыхания грунтовки поверхность покрасить алкидной эмалью, при этом желательно нанести 2 слоя. Когда рама высохнет, можно переходить к зашивке створ. При помощи заклепок или саморезов к внутреннему каркасу крепится материал обшивки.

Несущая рама

Обшивка каркаса.

Порядок монтажных работ

Когда фундамент набрал необходимую прочность, следует переходить к монтажу сооружения. Работы необходимо выполнять в следующей последовательности:

  1. На фундаменте (швеллере) установить колесики. Каретку, находящуюся возле проема, сдвинуть от концевого ролика на расстояние около 150 мм. Каретку, которая располагается дальше всех от проема, требуется вставить так, чтобы предотвратить возможность выбивания заглушки при закрытии створки.
  2. Далее устанавливается рама на каретки. Аккуратно выставить раму и прихватить к металлической балке сваркой роликовые тележки. Проверить установку уровнем, если все в порядке, обварить платформы тележки.  Потом крепятся верхние колесики, монтируется концевой ролик и привариваются элементы улавливающего портала.

Верхние колесики и уловители варятся к столбу, если опоры изготовлены из металлических балки или труб. Ролики крепятся к профильной трубе, если опорные столбы изготовлены из камня, бетона или кирпича. Ворота на роликах, изготовленные своими руками, прослужат долго, если соблюдать все рекомендации по проведению монтажных работ.

На фото наглядно представлено расположение верхнего ролика:

Роликовый механизм

Далее конструкцию можно автоматизировать. Для этого необходимо приобрести готовый механизм, состоящий из двигателя, редуктора и узла управления. Обычно к таким механизмам прилагается инструкция по установке, следуя которой можно смонтировать автоматику за пару часов.