Чтобы процесс создания барельефа был более понятным, следует рассмотреть порядок обустройства такого декора на конкретных примерах. Освоив порядок их обустройства, вы сможете справиться с созданием декоративных барельефов практически любой сложности.
Создание барельефа на стене. Пошаговая инструкция
подготовки
Далее разметил ширину рамы соразмерно согласованному Заказчиком эскизу. Предварительно обернутыми малярным скотчем (чтобы не испортить) деревянными реками, ограничил будущие «доски». Прибил их к стене гвоздями.
Затем вбил гвозди в пространство между рейками и натянул леску – сделал армирование. На тот момент у меня не было проволоки, но при наличии можно использовать ее.
Для создания барельефа я использовал сухие штукатурные смеси: «Волма-слой», «Волма-шов», «Фугенфюллер», «Ротбанд». Лучше всех показал себя «Ротбанд». Смесь из него одновременно и достаточно вязкая, чтобы не «сползать» и держать форму, и достаточно поддатливая и пластичная для придания окончательного объема и формы, прекрасно «режется». «Волма» — более пластичная, поэтому стекает, а «Фугенфюллер» быстро твердеет и очень плохо обрабатывается. Приготавливая смесь, нужно учитывать время жизни полученного раствора. Для каждого состава оно разное (см. упаковку), и нужно успеть не только нанести смесь на поверхность, но и придать объем и рельеф.Для создания рельефа «старого дерева» я использовал старую щетку – швабру, действуя интуитивно, где – то изгибал прожилки, где – то вставлял «сучок» или оставлял поверхность без рельефа (там, где по эскизу будет лента). Усложнял текстуру ножами (кухонным и канцелярским) и разными подручными инструментами.Образцы лент нашел в Интернете и распечатал в натуральную величину. Затем перенес на гофрокартон и аккуратно вырезал. Получил образец и трафарет. Образец по месту наживил на гвозди. Затем приставил трафарет и закрепил гвоздями, а образец снял. Аналогично сделал армирование лент. Нанес раствор и постепенно стал выбирать в местах перегибов, придавая нужный объем и плавность. Край лент очертил ножом.
Здесь важно успеть до затвердевания раствора, так как после – все равно что камень резать. Барельеф покрыл грунтом, проявившиеся дефекты зашпатлевал, зашкурил и загрунтовал снова
И так до тех пор, пока результат меня не устроил. Затем покрыл грунтом Тикурилла «Отекс», предварительно заколерованным в самый темный цвет. Затем покрыл «доски» темно – коричневой алкидной эмалью (Тикурилла, Гарден 10), старательно заполняя все поры и трещины «древесины» и сразу же снял верхний слой резиновым шпателем, высветлив выступы и рельефы текстуры. При желании можно было пройти полусухой кистью более светлым тоном, но я не стал, удовлетворившись результатом
Барельеф покрыл грунтом, проявившиеся дефекты зашпатлевал, зашкурил и загрунтовал снова. И так до тех пор, пока результат меня не устроил. Затем покрыл грунтом Тикурилла «Отекс», предварительно заколерованным в самый темный цвет. Затем покрыл «доски» темно – коричневой алкидной эмалью (Тикурилла, Гарден 10), старательно заполняя все поры и трещины «древесины» и сразу же снял верхний слой резиновым шпателем, высветлив выступы и рельефы текстуры. При желании можно было пройти полусухой кистью более светлым тоном, но я не стал, удовлетворившись результатом.
Вот что получилось:Еще один способ создания объемного панно на стене см. здесь.
Барельеф на конкретных примерах
Эскиз
«Лилии»
Барельеф «Лилия»
Первый шаг. Обеспечьте защиту декорируемого основания, обклеив необходимое пространство малярной лентой.
Второй шаг. Покройте основание шпаклевкой, дайте ей высохнуть и нанесите грунтовку. Лучше всего использовать краску-грунт. Этот состав примечателен тем, что после высыхания входящие в состав смеси песчинки остаются на основании. Благодаря создаваемой шероховатости последующие слои отделки удерживаются максимально прочно. В среднем краска-грунт сохнет в течение 2-3 часов.
Третий шаг. При помощи кельмы нанесите на поверхность стартовый слой марсельского воска. Этот материал застывает достаточно быстро, в среднем в течение 3-4 часов при комнатной температуре.
Создание барельефа
Четвертый шаг. Отогните пленку и прорисуйте детали барельефа. Для этого вам нужно закрепить сверху рабочей поверхности на всю ее длину и ширину прозрачную полиэтиленовую пленку. Нижний край, при этом, фиксировать не нужно – у вас должна остаться возможность свободно его отгибать.
Создание барельефа
Пятый шаг. Маркером нанесите на полиэтиленовую пленку эскиз будущих «лилий» — стебли, листья, бутоны.
Создание барельефа
Создание барельефа
Шестой шаг. После полного завершения эскиза приступайте к нанесению марсельского воска под полиэтиленовой пленкой в соответствии с эскизом. Сначала используйте для работы кельму, а затем мастихин.
Марсельский воск
Мастихины
Используемый марсельский воск имеет белый цвет. Чтобы создаваемый декор был более заметным, покройте отделку подходящим составом. К примеру, можете использовать воду, слегка окрашенную макловицей. Такого рода составы можно наносить только на подсохшую поверхность.
После подкрашивания вы разу увидите, в каких местах материалу отделки нужно придать очертания стеблей, цветков и т.д.
Барельеф «Лилии»
Ваша задача – сделать запланированный барельеф максимально реалистичным и соответствующим эскизу. На это у вас уйдет очень много времени, поэтому не нужно спешить закончить все как можно быстрее. Работайте аккуратно, продуманно и постепенно.
Окрашенный шенный барельеф
После придания барельефу необходимой формы, дайте составу застыть и приступайте к нанесению второго слоя декоративной отделки – акриловой краски желаемого цвета.
Приготовьте краску в соответствии с инструкцией производителя. В среднем подобные лакокрасочные составы сохнут 5-8 часов. Конкретное время уточняйте в описании используемой краски.
В завершение вам останется нанести финишный слой отделки – отточенто либо же другой состав с аналогичными свойствами. Вооружившись широкой кистью, нанесите отточенто двойным слоем на весь участок декорируемой стены. Второй слой можно наносить только после высыхания первого. В среднем на это уходит 1-3 часа. Вы должны тщательно прокрасить каждый элемент композиции.
Для придания композиции дополнительной зрительной объемности и выразительности нанесите на отдельные участки барельефа белое отточенто.
«Тюльпаны»
Скульптурный барельеф Тюльпан
Подготовка и непосредственно работа по созданию «тюльпанов» выполняется по уже знакомой вам схеме, а именно:
- наносится штукатурка и краска-грунт;
- наносится первый слой марсельского воска;
- приклеивается пленка;
- создается эскиз;
- наносится непосредственно барельеф;
- поверхность покрывается краской и отточенто.Барельеф «Тюльпаны»
Единственные отдельные рекомендации можно дать в отношении создания тюльпанов. Чтобы цветы выглядели гладко и реалистично, формируйте бутоны вручную, а затем дополнительно аккуратно обрабатывайте поверхность слегка влажной губкой.
Создание барельефа собственными руками является довольно сложным, кропотливым, длительным и требующим ощутимых финансовых затрат мероприятием. Однако при грамотном подходе вы сможете придать интерьеру своего жилья неповторимый вид.
Удачной работы!
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Разновидности барельефа
Барельефы подразделяются на виды по используемому материалу при изготовлении данного украшения.
Их ваяют из глины и гипса, а также высекают из мрамора и вырезают из дерева. Есть более сложные виды, заключающиеся в отлитии из алебастра или бронзы. Чтобы изобразить подобную скульптуру, следует иметь не только сноровку, но и профессионализм.
Кроме того, барельефы подразделяются на виды в зависимости от самого изображения:
- сюжетно-изобразительные — отображаются картины;
- орнаментальные — вычерчиваются узоры.
Если углубляться далее в разновидности, то можно увидеть, что подобные рельефы подразделяются на:
Живописный барельеф будет красиво смотреться в помещении с высокими потолками.
- сплющенные;
- живописные;
- многоплановые и другие.
В каждом из них есть свои особенности. Некоторые имеют эффект нанесения теней. Барельефы имеют множество разновидностей. Каждый из них уникален по-своему.
В современном интерьере применяются барельефы из гипса с изображением каких-либо растений, цветов, иногда фруктов. Изображения людей или прочие усложненные элементы приобретаются готовыми, в виде обычной картины в рамке. Их приклеивают или вешают на стены, или же в процессе ремонта вставляют в специальные ниши, чтобы сохранился эффект высеченной скульптуры.
Новые материалы
Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:
Видео: лепка барельефа из шпаклевки
У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.
Начинаем создавать барельеф
Как же сделать барельеф своими руками? Материалы которые для этого понадобятся, довольно не дешевые: необходимы очень качественные грунтовки, шпаклевки (неплохо подойдет Ветонит ЛР+), и обойный клей. Но не стоит так уж переживать по этому поводу,прежде всего эти затраты гарантируют долговечность результатам нелегкого труда, который вам предстоит.
Нанесение материала на стену
Нанесение рисунка
Поверхность которая предназначена для нанесения барельефа, тщательно очищается от всех старых покрытий, наносится грунтовка и ждем до полного высыхания грунта.С начала на подготовленной поверхности рисуется то изображение которое вы хотите видеть в качестве барельефа. Если нет особого опыта то не стоит с первого раза пытаться изобразить сложный барельеф.
Сложный барельеф для новичка
Цветы, стилизованные райские птицы, тропическая растительность больше подойдут для отработки ваших навыков навыков. Если вы не блещите художественными способностями то, вполне подойдет техника увеличения рисунка при помощи клеток. Рисунок и участок поверхности расчерчиваются на квадраты, в которые по очерёдно переносятся все лини с изображения на бумаге. Перерисовывая мелкие детали, не стоит забывать выбранном масштабе.
Создание рельефа
И так начнем, поверхность рисунка покрывается полимерной шпатлевкой. Для работы вам понадобятся терпение и чувство меры. Заполнить необходимые участки шпаклевочной массой совсем не трудно, намного сложнее придать этому материалу необходимую выпуклость и рельеф.
На видео ниже можно посмотреть как это делает мастер.
После чернового нанесения шпатлевки и придание ей нужной формы необходимо подождать пока она высохнет. После высыхания шпаклевки, формы корректируются и сглаживаются этим же материалом.
По завершению дождавшись полного высыхания наш барельеф необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Для этого сначала перетерается средней фракцией №200 и после самой мелкой, примерно №1000. Если что, то крупная наждачка используется для совершенствования формы барельефа, а мелкая для шлифовки и придания барельефу гладкости.
Завершение обработки барельефа
После того, как желаемое изображение достигнуто, барельеф необходимо хорошо протереть от пыли и обработать грунтовкой. Теперь переходим к покраски. Если вы не задумывали раскрашивать его в разные цвета, то лучше будет взять белую водоэмульсионную краску двух оттенков, более светлой покрыть выступающие элементы, а требующие выделения и несущие главную стилистическую нагрузку покрыть оттенком потемнее. наносить краску будет лучше не кистью, а обычной губкой для избежание появления нежелательных полос от ворса кисти.
Просмотр видео значительно облегчит вашу задачу и поможет вам понять как правильно выводить округлости, впадины и выступающие поверхности.
Вот и всё, ваш барельеф закончен, и вы можете приводить гостей демонстрировать воплощение своего труда и творчества.
Этапы работ по нанесению барельефа
Рисунок для беральефа
Следует определиться с выбором рисунка, сюжет которого можно найти в интернете. В данном нашем случае, мы разберём изображение виноградной лозы вместе с листьями и гроздьями.
Перенос рисунка барельефа, делаем объем
Рисунком распечатываем и переносим его на прозрачную поверхность, здесь можно использовать обыкновенный целлофан. Далее приступаем к работе с гроздьями. Здесь можно выделить два способа, образования гроздьев винограда:
1) сделать его при помощи пластилина;
2) выполнять и создать форму с использованием силиконового материала.
Если, вы решили остановиться на втором варианте, то выполнить его следует, руководствуясь следующими правилами работы:
Используем небольшое количество пластилина для того, чтобы сформировать виноградинку, а также необходимо создать корытце, которое будет служить формой для силикона.
Слепленную ёмкость, которая была выполнена на основе пластилина, заполняем обыкновенным строительным герметикам, лучше всего использовать на силиконовой основе.
Из застывшей формы достаём пластилиновую конструкцию. На основе такой технологии, изготавливаем нужное количество виноградинок.
Из гипса образовываем смесь, по густоте схожую со сметаной. Если у вас нет гипса, то здесь можно использовать алебастр. Полученным раствором заполняем всё содержимое формы. Через короткий промежуток времени, около пары минут, готовые гроздья можно извлекать.
Грунтовка готового барельефа
Самым завершающим этапом будет являться очередная грунтовка, после которой, вы можете покрыть получившейся пейзаж водоэмульсионными красками, либо оставить так, как есть. Вся дальнейшая работа, проводится на ваше усмотрение и пожелание.
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Зарождение барельефа как произведения искусства
Белая глина наносится на эскиз при помощи шпателя.
У барельефа есть второе название — горельеф. Первое название в переводе с французского языка означает «низкий рельеф», второе — «высокий рельеф». Барельеф — разновидность скульптурного рельефа, где выпуклое изображение выступает из плоского фона.
Этот вид искусства уходит глубоко корнями в эпоху палеолита, где барельефами выступали наскальные изображения. Впоследствии широкое распространение этот вид украшения приобрел уже в Древнем Востоке. Там подобные рельефы достигали огромных размеров, над ними трудилась не одна сотня человек. Основоположником барельефа как украшения является Древний Египет. Именно здесь подобным скульптурным произведением искусства стали украшать гробницы фараонов, их изображения не разгаданы и по сей день.