Витраж (от фр. «vitre»—«стекло») имеет многовековую историю. Первоначально суть этого явления заключалась в изображении божественного или, вернее, в создании представления о божественном. В витражах раннего периода не допускалось ничего случайного — образ и символы Бога воспроизводились по строгим канонам. Пространственный, художественный и световой эффект получившегося изображения был столь велик, что вокруг исполнителя, витражных дел мастера, возникал ореол почтения, а его самого считали богоизбранным. Стеклянные витражи в интерьере — 70 фото дизайнерских идей:
Несомненно, всем памятны специализированные магазины «Игрушки», в которых можно было приобрести всякой всячины на рубль и ходить счастливым ещё много дней. В этих магазинах подчас продавались совсем недорогие вещицы, способные, тем не менее, сослужить добрую службу: они развивали любознательность, любопытство и любовь к творческому познанию.
Например, в небольшой трубочке калейдоскопа у задней стенки между двумя слоями пластика находились стёклышки — разноцветные, кусочками. При вращении трубки кусочки стекла формировали случайные узоры.
В этих узорах воплотилась игра, принцип которой взрослые положили в основу современного витража — искусства сложного, но совсем не схожего с тем, что было когда-то. Детство кончается, наслаждение от купленных разноцветных шариков или калейдоскопа сменяется другим — наслаждением творчества. Витражи в интерьере квартиры фото:
Во Франции существовало несколько больших школ витражного искусства — в Шампани, Шартре, Париже,— далеко распространивших своё воздействие. Витражные циклы любого собора выдают, как правило, наличие нескольких мастерских и множества трудившихся в них мастеров (то же происходит и при изучении скульптуры).
Смотрите видео: Стеклянные витражи в интерьере
Витражи на потолке в интерьере, впервые эффект витражей в широком масштабе был применён при оформлении церкви Сен-Дени (XII век). Это великолепное произведение искусства дало толчок к развитию витражного дела на все следующие времена.
Принцип, который лежит в основе современного витража, во многом утратил прежнее, средневековое наполнение. Освободившаяся от жёстких церковных рамок творческая мысль воплотилась во многих талантливейших произведениях нашего времени.
Нынешние стеклянные витражи в интерьере— это панно, выполненное с сохранением прежней технологии (из покрашенных или тонированных в массе кусков стекла, соединённых между собой чаще всего при помощи свинца). Хорошо это или плохо, но художники больше не создают моделей «божьего града», а формируют некие абстрактные или сюжетные вещи самого различного содержания. Витражи в интерьере фото:
Витраж в современном интерьере
Разбор технических решений поставленной перед мастерами задачи неминуемо увёл бы нас очень далеко в сторону от дизайнерских направлений в области витража.
Стоит отметить способ, который некоторые предприимчивые дачники используют для украшения застекленных террас.
В верхнюю часть окон, где, как правило, располагается несколько секций, вставляются вместе с простым стеклом тонированные фильтры для театральных или фотографических осветительных приборов. Цветные квадраты на некрашеном полу радуют глаз и порождают особое настроение. Дёшево и сердито.
Витраж в современном интерьере — Москва — город большой, здесь можно найти какие угодно дизайнерские решения на любой вкус. Наиболее интересными примерами развития витражного мастерства можно посчитать работы Петра Брагинского, который сотрудничает с дизайнерскими бюро.
Многие из выполненных художником заказов москвичи видят, чуть ли не ежедневно — например, люстру-витраж в закусочной «Макдональдс» на Киевской. Пётр работает с пластикой материала, с его гранями, с переливами света в стекле. Дизайнерский метод художника оригинален: на первом месте — сюжет произведения и игра. Витражи в интерьере квартиры фото:
Выпускник театрального отделения художественного училища, в каждом витражном светильнике, в каждой потолочной вставке он пытается создать отдельную драматургию, интересно повернув застывшие формы. Произведения П. Брагинского — это и декорация, и в то же время целый театр, где даже мимолётный луч, отражаясь в стекле и лаская металл, находит свою и только свою роль.
Работы и проекты Петра, как ученики и актёры мастерской одного режиссёра, несут на себе отпечаток личности мастера — будь то колонна для вестибюля или люстры и витражные вставки в холлах и гостиных частных особняков, двери витражи в интерьере. Можно отдать предпочтение произведениям этого художника потому, что в них есть искра, мысль, творчество и как раз то соотношение случайности и творческой воли, которое не позволяет опошлить жанр.
Ведь при слове «витраж» первым делом вспоминаешь Шагала или ставший уже хрестоматийным Шартрский собор — величественный и сковывающий вольнодумие, канонический, пронизанный символикой. Не следовать традиции и при этом суметь воплотить свои замыслы небанальным способом может не каждый.
Стеклянные витражи в интерьере
Несмотря на свою доступность, техника витража не пользуется особенной популярностью у художников. Процесс трудоёмкий, а результат (если не иметь в виду «высокохудожественных» русалок, розочек и проч.) ассоциируется у большинства непосвящённых с сугубо религиозной тематикой. Хотя, заметим, даже в XII веке, несмотря на диктат церкви, встречались гражданские или просто орнаментальные произведения. Витражи в интерьере фото:
В наше время, как уже говорилось выше, витражное дело «болеет» недостатком вкуса. Огромное количество работ являет собой откровенную профанацию жанра. И происходит это потому, что заказчик может напрямую выйти на мастера, а мастеру выгодно не мудрствовать лукаво и не обращаться к художнику за эскизами и проектами.
Стеклянные витражи в интерьере, в итоге дома пестрят «достойными» образцами современного творчества: нимфами, русалками, излюбленно-избитыми видами Василия Блаженного и Московского Кремля. Для производства таких «шедевров» от мастеров-резчиков явно не потребовалось специальное художественное образование.
На этом фоне резко выделяются работы авторов, сотрудничающих с мастерскими. Занятен контраст: мастерские, в которых работают художники, как правило, представляют собой полуподвальные помещения с протекающим потолком и несусветной грязью.
Выбираясь из этих катакомб на улицу, невольно предаёшься размышлениям о тяжёлой судьбе российской интеллигенции. Тем поразительнее видеть плод трудов работающих здесь мастеров — витражи, украшающие жилище и превращающие его (при наличии хотя бы зимнего лучика солнца) во дворцы и средневековые замки.
Эти замки — лишь далёкое подобие тех, в которых жили французские короли. Но нам не менее радостно играть в своё сказочное Средневековье, чем в детстве — заглядывать в волшебную трубочку калейдоскопа. Витражи в интерьере квартиры фото: